Главная /
Статьи / Электронные системы автомобиля - надежные помощники водителя
Электронные системы автомобиля - надежные помощники водителя
Актуальные автомобили абсолютного большинства моделей и марок просто «нафаршированы» всевозможными электронными приборами и системами. Это вовсе не означает, что появились они недавно. История доказывает обратное. Автопром Страны Советов комплектовал отечественные авто электронными счетчиками числа оборотов коленвала двигателя (тахометрами), которые с полным правом можно называть «электронной системой вождения автомобиля». Если же быть исключительно точным, задумка появилась в конструкторских разработках еще на заре автомобилестроения.
Не всегда обилие электронных устройств бывает полезно водителю. Статистика исследований в этой сфере настойчиво свидетельствует о том, что множественные дополнительные устройства, а еще более — постоянная фиксация итогов их работы на приборной доске, не дают водителю сконцентрироваться на ведении транспортного средства. Так и до ДТП недалеко! Основываясь на такой непривлекательной статистике, элитные автомобилестроители размещают на приборной панели минимум устройств, фиксирующих и отражающих безопасную работу и скорость передвижения автомобиля.
Это ничуть не означает, что производители хором отказались от электронных помощников для водителей. Все без исключения системы этой категории предназначены для облегчения вождения, корректировки ошибок в управлении, связанных с «человеческим фактором». Они призваны оберегать жизнь и здоровье водителя и пассажиров при появлении аварийных ситуаций. Новейшие направления в автомобилестроительной индустрии наглядно демонстрируют преимущества хорошо и правильно отлаженного автономного автомобильного интеллекта. Он вполне легко и самостоятельно может осуществлять управление всей электронной «начинкой» при минимальном привлечении к этому процессу водителя транспортного средства. А потому, осматривая в автосалоне автомобиль со стандартным набором, состоящим из спидометра, тахометра, датчиков воды и масла, не торопитесь повернуться к нему спиной. Задайте консультанту вопрос о дополнительной оснащенности электронными датчиками, системами и устройствами.
Каковы же системы, устанавливаемые на автомобилях? Для простоты ознакомления разделим их на типы (классы) функционального предназначения.
Первый тип электронных устройств предназначен для обеспечения достаточного уровня безопасности движения в экстремальных и аварийных авторежимах. Наиболее известна ABS, в дословном изложении — антиблокировочная тормозная система. Предназначение оговорено наименованием — не допускать блокировки колес авто при резких торможениях и торможении на скользких участках автомобильных дорог. Ее работа основывается на оценке состояния колес специальными встроенными датчиками. В случае блокировки колес они (датчики) дают импульсную команду системе торможения о кратковременной разблокировке посредством принудительного отжатия тормозной колодки от колесного диска. Колеса продолжают естественное вращение, и автомобиль стабилизирует движение по дорожному полотну. Принцип действия схож с обычными ходунками. Такие и аналогичного предназначения системы представлены широким модельным рядом. Отличия кроются в принципах действия и режимных опциях.
Антипробуксовочная система ASR стабилизирует параметры устойчивости авто при энергичном старте и движении вверх по обледенелой дороге. Датчики системы HDC настроены на контроль скорости при движении с горы путем «удушения» (снижения числа оборотов) двигателя и неполного торможения колес.
Второй тип электронных систем ориентирован на управление двигателем. С их помощью контролируется подача и впрыск топлива в камеру сгорания, регулируется зажигание, переключения АКП и прочее. Все они обеспечивают безопасный и экономный режим работы двигателя для гарантированно безаварийной и долгосрочной эксплуатации. Работа таких систем обеспечивается различными исполнительными устройствами и датчиками, установленными на агрегатах и конструкционных узлах двигателя.
К третьему типу электронных техносистем принадлежат устройства комфортного передвижения. Они сродни детским электронным качелям. К этой многочисленной категории относятся кондиционеры и системы климат-контроля за комфортными условиями в салоне. Системы наблюдения за окружающим пространством с помощью специальных датчиков, смонтированных в корпусе автомашины, предупреждают о несоблюдении водителем установленной дистанции между транспортными средствами или преграде. Это значительно упрощает процедуру парковки и движения в тесном автомобильном потоке. Электронная регулировка зеркал обеспечивает максимальный всесторонний обзор с учетом имеющихся мертвых зон.
Простотой и легкостью покорили пользователей электронные системы навигации, без которых мало кто из водителей согласится на длительный вояж по малознакомым местам.
Это лишь небольшой перечень электронных систем, встречающихся в современных автомобилях. Они целиком и полностью ориентированы на помощь водителю, а не на его замену. Не стоит всецело полагаться на электронику хотя бы потому, что она создана мозгом и руками человека, чье превосходство по-прежнему не вызывает сомнений.